Русский
ГЛАВНАЯ О КОМПАНИИ
ПРОДУКЦИЯ
ПАРТНЕРЫ НОВОСТИ КОНТАКТЫ ИНФОРМАЦИЯ
English

> ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,
   ПРИМЕНЯЕМЫЕ В
   СВЕТОТЕХНИКЕ

> СТАТЬИ ПО СВЕТОТЕХНИКЕ

> СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
   СМИ

> ПАРТНЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

> УТИЛИЗАЦИЯ ЛАМП

ОСВЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ

ОСВЕЩЕНИЕ МАГАЗИНОВ: особенности освещения различных групп продукции.

 

Один из важнейших факторов, который влияет на продажи в розничных торговых точках – это освещение.

При создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их. Как известно, освещенность измеряется в Люксах, 1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 м. кв. Современный уровень освещенности в магазинах колеблется от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости. Говоря простым языком, для расчетов берется освещенность пола. Для того, чтобы представить как выглядят упоминаемые характеристики освещения, можно привести пример: Обычно, в офисе днем, с включенными лампами дневного света, примерно 500-700 Lux.

 

Пример «Metro»

 

Сетевые гиганты розничной торговли, требуют от проектировщиков 1000 Lux, такие компании, как Tesco – 750 Lux, Carrefour – порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина.

 

Общий уровень освещенности торгового зала.

При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас порядка 25-30%, т.к. после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается на 25-30%. Это происходит не только потому что оборудование представляет собой преграды (падают тени), но и так же оно по-разному отражает свет, что часто сказывается в сторону ухудшения уровня освещенности. В магазине становится попросту на треть темнее.

Кроме простого уровня освещенности важными элементами так же являются психологические аспекты света.

 

Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:

1. Интенсивность освещения (уровень освещенности), которая выражается в градусах Кельвина
2. Цветовая температура света

Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия можно выбрать разный уровень света. Предел комфорта и безопасности для человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения, в пасмурный день на улице 2000 Lux, в солнечный день до 10 000 Lux. Яркий солнечный свет часто заставляет людей жмуриться, или надевать солнцезащитные очки. Солнце так же увеличивает яркость предметов.

 

Цветовая температура света.

Цветовая температура света имеет ярко выраженный климатический оттенок. В южных странах более предпочтительно воспринимается свет с высокой цветовой температурой (t), холодный, свыше 4000 –6500 градусов Кельвина (К). После 8000 К свет уходит в ультрафиолетовую область спектра и становится невидимым. В странах с более холодным климатом лучше воспринимается свет с теплой цветовой температурой – 4000-2500 К. Белый свет порядка 4000К принято считать за нулевую отметку температуры.

Для сравнения, 4000К – это нейтрально-белый свет. (Например, это стандартные офисные светильники в подвесном потолке типа «Армстронг»). Цветовая температура дневного света примерно равна 6500 К Лампа накаливания 2700 К Свеча – 2200-2500 К. Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне от 2000 до 9000 К. Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

 

Гипермаркет, супермаркет

 

«Ашан»


«Акрополис»


«Рамстор»

«Рими»


Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов (упоминалось выше), является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение – нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металогалогенные газоразрядные лампы в светильниках типа High Bay. Освещение такими светильниками характерно для форматов магазинов «Сделай сам» (DIY). Это дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, но равномерность освещения хуже.

Важно помнить, что для того, чтобы избежать искажения цвета (особенно ярких цветов теплой части спектра – красного, желтого, оранжевого), рекомендуется применять люминесцентные и газоразрядные лампы с коэффициентом цветопередачи (Ra) минимум 80% (Ra>=80). К примеру, стандартная люминесцентная лампа в офисном светильнике имеет коэффициент цветопередачи 60%. В магазинах формата «Сделай сам», при выборе отверток цвет не так важен. Но в отделах обоев, штор, красок, элементов декора такое освещение не может применяться. Необходимо применять лампы с коэффициентом цветопередачи выше 80% (Ra> 80). Например, лампы Navigator серии NTL, при производстве которых используется усовершенствованный трехполосный люминофор, что позволяет получить улучшенную цветопередачу (Ra> 82). Отличным решением будут и лампы GE Starcoat (Ra = 85) и GE Polylux , демонстрирующие превосходную цветопередачу.



ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.


Хлеб, кондитерские изделия
Рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). Однако, такие лампы потребляют много энергии, поэтому владельцы магазинов заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К.

 

Плохое освещение


Хорошее освещение


Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба.
Здесь важно подчеркнуть свежесть, охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 – 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше), для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок. Для такого освещения отлично подойдут, например, лампы Navigator серии NTL T4 и T5 с цветовой температурой 4200 и 6400 К.

 

Пример

Удачное зонирование светом и цветом


Плохое освещение


Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра, подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Естественно, такие лампы используются внутри витрин, не над головой покупателей. Для придания мясным и колбасным изделиям на витрине аппетитного идеальным источником освещения являются лампы OSRAM NATURA с цветностью света 76. Очень рекомендуется над витриной, в месте передачи товара покупателю применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи

 

Отдел цветов, отделы овощей и фруктов

Данные отделы принято освещать светильниками типа High Bay или направленными прожекторами с металогалогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высочайшей интенсивностью света. Это обозначает, что свет такой лампы близок к солнечному по спектру. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими. Данные лампы часто применяют для освещения живых цветов. Солнечный спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Цветы ни в коем случае нельзя освещать лампами накаливания – они погибают, а так же нельзя и стандартными металогалогеннными – они плохо выглядят.

 

«Рамстор»:


Отдел спиртных напитков
Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей, для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако, это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. Даже через бутылку портятся его качества, ультрафиолет разрушает вкус. Поэтому вина хранят в погребах. Акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами.

 

Удачное акцентное освещение
и декорирование отдела, «Рамстор»


Удачное общее освещение
и декорирование отдела


 

Одежда и обувь
Минимальный уровень освещенности в отделах одежды и обуви – 1000 Lux. Очень важны световые акценты, откуда берется свет и как распределяется по освещаемому объекту, что и как подсветить, с какой стороны. . Отличным решением для акцентного освещения являются зеркальные галогенные лампы Navigator NH-AR 111, GE AR 111 и лампы Osram HALOSPOT. В этих лампах используется стекло с УФ-фильтром, защищающее освещаемые объекты (например, одежду) от выгорания. Что касается оптимального освещения примерочных кабин, то одними из самых лучших источников света для этой цели являются лампы OSRAM LUMILUX DE LUX с цветностью дневного цвета, излучающие симпатичный, «живой» дневной свет. Однако универсальных советов по отделов одежды и обуви конечно нет , т.к. это все-таки работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви прежде всего важна концепция самого магазина, которая влияет на дизайн и атмосферу торгового зала, стимулирует покупки.

 

Недостаточное освещение отдела


Акцентное и общее освещение


Световые акценты.


Полное отсутствие акцентов.


Детская одежда, игрушки.

 

Кроме вышеупомянутых правил освещения одежды для взрослых, которые распространяются и на детскую одежду в полном объеме, можно добавить, что в детских магазинах уровень освещенности может быть минимум 800 Lux, лампы теплых цветов (3000К) с высоким коэффициентом цветопередачи (более 80%). Один из важных моментов – это радостная атмосфера магазина, которая достигается высоким уровнем освещенности.

 

Косметика
Решающий фактор – цветопередача. Лучший вариант – галогенные лампы со 100% цветопередачей (Ra=100) Такие лампы имеют световую температуру 3000-3500К, т.е. недостаточно белый цвет.


Ювелирные магазины

Освещение ювелирных отделов – одна из самых сложных задач даже для специалистов. Освещать камни очень сложно! Если обобщить правила, при помощи которых можно освещать драгоценные металлы, то это будет выглядеть примерно так:

- для освещения платины нужен мягкий свет,
- серебра – холодные тона освещения
- золото – теплое, переливающееся освещение
- алмазы – яркий, искристы свет со множеством источников света.

При освещении ювелирных изделий часто применяются светодиодные системы.

 

Фотоаппараты, мобильные телефоны, дорогие письменные принадлежности и прочие дорогие аппараты, представляемые в закрытых витринах.

При акцентном освещении галогенными лампами плоских и других закрытых витрин важно применять лампы с дихроическим отражателем, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмассы, дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. Так же в такой лампе обязателен УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали. Такие лампы есть в линейке у Osram, GE Lighting, Navigator и других компаний.

 

По материалам сайта www.merchbook.com







07.08.2008


 

> СВЕТОТЕХНИКА

> ЭЛЕМЕНТЫ ПИТАНИЯ

> СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ
   ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 ©2017. Battery Team. Все права защищены